История АО «Международный аэропорт Атырау»
Летом 1923г. была открыта первая в Советском Союзе регулярная воздушная линия Москва – Нижний Новгород. Полеты осуществлялись на самолетах иностранного производства. На преодоление 420 км требовалось 4 часа полета. Вот с таких маршрутов, скоростей и техники начиналось освоение воздушного пространства.
С развитием гражданской авиации росло и крепло Гурьевское авиапредприятие. В небе нашей области впервые самолеты стали летать в 1931 году по маршруту Баку-Астрахань-Гурьев-Эмба. В 1934 г. открылись рейсы Актюбинск – Гурьев через Уил, Уральск – Гурьев. В этом же году постановлением правительства Казахстана в Гурьеве намечено строительство аэродрома, бензохранилища и служебного здания.
В феврале месяце 1940 г. по указанию СНК Каз. ССР в Гурьеве образовывается 244 авиаотряд Казахского Управления Гражданского воздушного флота. В это время отряд эксплуатировал самолеты ПО-2, Р-5, двухмоторный фанерный самолет Ща-2.
Война с фашистской Германией прервала мирный труд Гурьевских авиаторов, которые со всем советским народом встали на защиту своего Отечества.
Победоносно завершив войну, авиаотряд быстро и четко перестроился для работы в мирных условиях. В короткий срок организовалось регулярное воздушное сообщение в области. Уже к концу 1946 г. протяженность авиалиний превысила довоенный период.
Транспортная работа – перевозка пассажиров, почты, грузов – важная, но далеко не единственная “профессия”. Авиация органически связана с сельским хозяйством, где проводила с воздуха подкормку, прополку хлебов на целине, дефолиацию хлопчатника в братском Узбекистане, патрулирование лесов в Новосибирской области. Особое место принадлежит в области оказание Авиацией экстренной медицинской помощи.
Одной из многообразных сторон деятельности авиаотряда является исследование природных ресурсов земли и изучение земной поверхности гравиметрической съемки. Стала широко использоваться авиация в строительстве и обслуживании нефтепроводов, газопроводов, компрессорных и насосных станций, в строительстве железной дороги Гурьев – Астрахань, Макат – Кунград.
Проводились большие работы по борьбе с саранчой, чумой, холерой. В 1954 г. оказали помощь КНР в борьбе с саранчой, за что были награждены памятным знаменем, которое хранится в областном музее.
Постепенно увеличивается мощность самолето-моторного парка. На смену самолетам ПО-2 в 1952г. стали поступать самолеты Ан-2, а в 1956 г. освоили эксплуатацию самолета ЛИ-2.
Впервые в 1955г. в небе области стали летать вертолеты Ми-4, которые проложили трассы по обслуживанию отгонного животноводства области. Затем в 1960г. освоили вертолет Ми-1, которые использовали в своей работе геологи, нефтяники. Но в те годы вертолетная техника в Гурьеве не прижилась. Только обширно стали ее использовать с 1970г. – это вертолеты Ми-4, а с января 1980 г. вертолеты Ми-8.
Новым этапом развития Гурьевского авиапредприятия явился 1967г., когда началось освоение турбовинтового 50-ти местного самолета Ан-24, что позволило соединить воздушными трассами Гурьев со многими промышленными областями страны, со столицами Москва, Алма-Ата, Киев. Имели выход в Сибирь, Узбекистан, сообщение с Крымом, здравницами Кавказа.
За весь пройденный путь Гурьевские авиаторы успешно освоили и безаварийно эксплуатировали самолеты, вертолеты: По-2, Ща-2, Р-5, Ан-2, Як-12, Супер-аэро, Ли-2, Ан-24, Ми-1, Ми-4, Ми-8.
Наряду с освоением авиатехники решается вопрос улучшения культуры обслуживания пассажиров. Так, в 1974г., уже на глазах нашего молодого поколения авиаторов, построена искусственная взлетно-посадочная полоса, что позволило принимать современные самолеты с реактивными двигателями Ту-154, Ил-18, Ту-134.
В 1976г. построен командно-диспетчерский пункт по управлению воздушным движением, а в 1978 г. сдан в эксплуатацию Аэровокзальный комплекс, пропускная способность которого 300 чел/час, спецавтобаза. В 1979г. был построен склад ГСМ и ряд других вспомогательных объектов.
В 1987г. сдан в эксплуатацию комплекс авиационно-технической базы со всеми средствами диагностики, комплектом оборудования для ремонта и обслуживания самолетов, вертолетов.
В настоящее время в аэроузле работают несколько предприятий, к которым перешло имущество бывшего Гурьевского объединенного авиаотряда. К этим предприятиям относятся АО “Международный аэропорт Атырау”, ранее «Атырауаэропорты», АО “Атма – аэропорт Атырау и перевозки”, АФ РГП “Казаэронавигация”, АО «Авиакомпания “КазЭйрУэст”.